Диагностика при низкой или высокой температуре охлаждающей жидкости Scania

Диагностика при низкой или высокой температуре
охлаждающей жидкости Scania.

        Базовая информация.
То, какая температура охлаждающей жидкости является нормальной, зависит, среди прочего, от типа автомобиля, нагрузки на двигатель и температуры наружного воздуха. В большинстве случаев можно ожидать, что температура охлаждающей жидкости
будет составлять 70-90 °C, однако температуру охлаждающей жидкости 60-115 °C также можно считать вполне нормальной (в зависимости от условий). В связи с недостаточным знанием принципа работы системы охлаждения и отсутствием инструкций по диагностике имели место случаи подачи рекламаций в отношении полностью работоспособных термостатов с указанием в качестве признака неисправности низкой или высокой температуры охлаждающей жидкости.
   Низкая температура охлаждающей жидкости.
Введение.
Низкая температура (когда указатель в комбинации приборов находится вблизи метки L) при некоторых условиях может быть нормальной. Чаще всего это имеет место на автомобилях с низкой мощностью двигателя во время работы с низкой нагрузкой на двигатель в холодном климате. Примечание: На новой машине литейный шлам от головок цилиндров будет циркулировать в системе охлаждения и будет заметен в охлаждающей жидкости. Литейный шлам вскоре собирается в различных местах блока цилиндров и редко считается причиной залипания термостата в открытом положении. Если температура охлаждающей жидкости двигателя выше 60 °C, то это не является причиной недостаточного обогрева кабины.

   Неисправные компоненты.

1. Вентилятор.
Вентилятор, который работает более интенсивно, чем требуется, будет излишне охлаждать двигатель. Это иногда бывает, например, когда вентилятор постоянно работает на высоких оборотах.
2. Термостат
Термостат может залипнуть в открытом положении или может плохо закрываться. Эксплуатация при низких температурах окружающего воздуха и на высоких скоростях может привести к тому, что температура двигателя упадёт ниже нормальной рабочей
температуры. При нештатной рабочей температуре отопление кабины может быть менее эффективным. Примечание: В случае перекоса резиновой прокладки термостата возможно появление утечки, которая может диагностироваться как не закрытие термостата. Поэтому, если есть подозрения на утечку, проверьте эту прокладку.
3. Датчик температуры охлаждающей жидкости.
Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости T33, приводящая, среди прочего, к тому, что блок управления машины не может нормально регулировать температуру охлаждающей жидкости. Это может быть также связано с неправильной индикацией температуры в комбинации приборов.
4. Комбинация приборов.
Внутренняя неисправность комбинации приборов 
может привести к индикации слишком низкого значения температуры охлаждающей жидкости.

        Высокая температура охлаждающей жидкости.
Введение.
Высокая температура (когда указатель в комбинации приборов находится вблизи красной зоны) при некоторых условиях может быть нормальной. Чаще всего это имеет место на автомобилях с высокой мощностью двигателя во время работы с высокой нагрузкой на двигатель в жарком климате. Примечание: Прежде чем температура охлаждающей жидкости достигнет опасного для двигателя уровня, система управления двигателем автоматически снизит выходную мощность двигателя и крутящий момент до безопасных значений. Внесение изменений в конструкцию автомобиля после поставки или модификация кузова могут ухудшить обтекание двигателя и, таким образом, привести к росту температуры. Также проверьте, не было ли во время модернизации кузова присоединено такое оборудование как отопитель или радиатор. Внесение изменений в конструкцию системы охлаждения может привести к повышению температуры.

    Неисправные компоненты.

1. Охлаждающая жидкость.
Неправильный уровень охлаждающей жидкости и загрязнение охлаждающей жидкости могут привести к ухудшению её свойств.
2. Радиатор.
Засорение радиатора приводит к повышению температуры охлаждающей жидкости.
3. Вентилятор.
Слишком сильное проскальзывание вентилятора может привести к недостаточной эффективности охлаждения.
4. Термостат.
Если термостата залип в закрытом положении или не открывается должным образом, это может привести к перегреву двигателя. Перегрев может стать причиной серьёзной поломки двигателя. Однако в системе управления двигателем предусмотрена защита от перегрева. Защита заключается в ограничении крутящего момента двигателя. Примечание: В случае перекоса резиновой прокладки термостата может произойти утечка охлаждающей жидкости, в результате чего её уровень снизится.
5. Датчик температуры охлаждающей жидкости.
Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости T33, приводящая, среди прочего, к тому, что блок управления машины не может нормально регулировать температуру охлаждающей жидкости. Это может быть также связано с неправильной индикацией температуры в комбинации приборов.
6. Насос системы охлаждения.
Обычно неисправности насоса системы охлаждения связаны с утечкой охлаждающей жидкости, шумной работой или выходом из строя подшипников, а также повреждением или коррозией лопастного колеса. Причиной неисправности может также быть повреждение приводного (поликлинового) ремня.
7. Комбинация приборов.
Внутренняя неисправность комбинации приборов может привести к индикации слишком высокого значения температуры охлаждающей жидкости.

   Проверки
   Проверка температуры охлаждающей жидкости.
Работая с высокой нагрузкой на двигатель, контролируйте температуру охлаждающей жидкости. После прогрева двигателя до рабочей температуры температура охлаждающей жидкости должна стабилизироваться в интервале от 75 до 85 °C.
   Проверка комбинации приборов.
Последовательность самодиагностики можно запустить с помощью SDP3 через меню функций пользователя или из комбинации приборов с двумя дисплеями. Выполнение последовательности самодиагностики возможно только при выключенном двигателе.
   Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости.
1. Не включайте двигатель, пока он не остынет. Включите подачу напряжения ключом зажигания.
2. В SDP3 перейдите к "T33-датчик температуры охлаждающей жидкости" и проверьте показание температуры.
3. Сравните показание температуры с показаниями датчика температуры наддувочного воздуха T47/T121 - эти показания должны быть близки. Если автомобиль оборудован тормозом-замедлителем, показания температуры можно также сравнить с показаниями датчика температуры охлаждающей жидкости T63.
4. Запустите двигатель.
5. Измерьте температуру после термостата на стороне входа в двигатель.
6. Сравните показания температуры с показаниями для T33 в SDP3. Они должны быть равны.
   Проверка термостата.
Возможны два варианта: проверка с откинутой кабиной с помощью измерительного прибора или проверка с помощью SDP3.
   Проверка с откинутой кабиной с помощью измерительного прибора.
1. Измерьте температуру охлаждающей жидкости рядом с выходом термостата в сторону двигателя. Используйте приспособление 588 613.
2. Измерьте температуру охлаждающей жидкости
рядом с входом радиатора, т.е. с выходом термостата в сторону радиатора. Используйте приспособление 588 613.
3. Сравните значения температуры в обеих точках измерения. Если значения температуры равны, это означает, что термостат открыт или что он неплотно закрыт. При закрытом термостате значения температуры в точках измерения будут различными.

   Проверка с помощью SDP3.
1. Посмотрите, какова температура открытия термостата.
2. Запустите SDP3 и следите за показаниями датчика температуры охлаждающей жидкости T33.
3. Надлежащим образом прогрейте двигатель до рабочей температуры, например, двигаясь с включённым тормозом-замедлителем.
4. Проанализируйте график изменения температуры охлаждающей жидкости, сгенерированный с помощью SDP3. При температуре открытия термостата в кривой графика должен наблюдаться разрыв.

   Проверка радиатора.
1. Проверьте, чтобы пластины радиатора не были закупорены.
2. Проверьте, не препятствует ли потоку воздуха засорённая защитная сетка или другое дополнительное оборудование, установленное спереди.

  Проверка работоспособности термостата.
1. Развинтите корпус термостата и извлеките термостат.
2. Опустите термостат в ёмкость с кипящей водой. Он не должен соприкасаться со стенками или дном ёмкости.
3. Проверьте, чтобы термостат полностью и без заеданий открывался в течение трёх минут. Высота подъёма тарелки клапана полностью открытого термостата составляет приблизительно 9-10 мм.
4. Проверьте, чтобы при охлаждении термостат полностью закрывался.
5. Если термостат открывается или закрывается не полностью или залипает, его необходимо заменить.
   Проверка насоса системы охлаждения.
1. Проверьте, чтобы приводной ремень насоса системы охлаждения был правильно установлен и натянут.
2. Проверьте на слух исправность подшипников и проведите осмотр на предмет видимых повреждений.
3. Проверьте, чтобы лопастное колесо насоса не было повреждено коррозией.
4. Проверьте, нет ли утечки между насосом системы охлаждения и блоком цилиндров, и при необходимости замените установленную между ними прокладку.
   Проверка вентилятора.
Вентилятор с датчиком частоты вращения.
1. Запустите SDP3 и следите за показаниями датчика скорости вентилятора T123.
2. С помощью SDP3 произведите проверку блока управления вентилятором V31.
3. Сигнал количества оборотов вентилятора, поступающий по обратной связи, соответствует затребованному количеству оборотов?
Вентилятор без датчика частоты вращения.
Произведите проверку.

   Операция.
Промывка системы охлаждения изнутри.
1. По возможности, прогрейте двигатель до рабочей температуры.
2. Слейте жидкость из системы охлаждения.
3. Извлеките термостат.
4. Заполните систему охлаждения чистой тёплой водой с жидким средством для мытья посуды (0,1 литра моющего средства на 10 литров воды). Или используйте средство BASF Glysacorr G 93 или Texaco Havoline XLI. Примечание: Важно, чтобы моющее средство не образовывало пены.
5. Дайте системе охлаждения поработать при рабочей температуре в течение 20-30 минут. Примечание: Не забудьте включить систему отопления кабины на полную мощность.
6. Слейте жидкость из системы охлаждения.
7. Заполните систему охлаждения чистой тёплой водой.
8. Дайте системе охлаждения поработать при рабочей температуре в течение 20-30 минут.
9. Слейте воду.
10. Установите на место термостат и новый фильтр охлаждающей жидкости, если он предусмотрен в системе.
11. Залейте охлаждающую жидкость.
Очистка радиатора и интеркулера снаружи.
Примечание: При промывке под высоким давлением расстояние между соплом моечной установки и радиатором должно быть не менее 1 метра!