Nature

Электронная система управления двигателем EDC S6 - Scania PDE

 

              Элементы системы управления EDC, расположенные на двигателе.

 

В системе EDC используются два датчика частоты вращения коленчатого вала. Оба датчика индуктивного типа. Это означает, что датчики вырабатывают сигналы только при вращении коленчатого вала двигателя. Амплитуда сигнала может сильно изменяться, поскольку она зависит как от величины зазора между датчиком и маховиком, так и от оборотов двигателя. Блок управления EDC производит оценку амплитуды сигнала при различных оборотах двигателя. Если амплитуда сигнала становится слишком малой, устанавливается соответствующий код неисправности. Датчики частоты вращения позволяют определять угловое положение маховика. Это значит, что система управления EDC не может непосредственно и однозначно определять, на каком такте находится тот или иной цилиндр двигателя: например, в каком цилиндре, в первом или шестом поршень пришел в ВМТ на такте сжатия. Каждый раз после глушения двигателя и выключения питания бортовой сети происходит запоминание углового положения маховика. При последующем включении питания бортовой сети занесенное в память положение маховика используется, для того чтобы определить, на каких тактах находятся цилиндры двигателя. После запуска двигателя система проверяет правильность занесенного в память положения маховика.

             Элементы системы управления EDC,расположенные на двигателе

 

Датчики частоты вращения коленвала T74 и T75:

Блок управления EDC получает сигналы от обоих датчиков частоты вращения коленвала. Если блок управления получает ненормальный сигнал или вообще не получает никакого сигнала от любого из датчиков частоты вращения, то крутящий момент двигателя ограничивается (в качестве меры безопасности). После того как сигнал восстановится, двигатель продолжит работать в обычном режиме, без каких-либо дополнительных ограничений. Если блок управления получает ненормальные сигналы или вообще не получает никаких сигналов от обоих датчиков частоты вращения, то запуск двигателя становится невозможным. Если отказ обоих датчиков происходит при работе двигателя, то он глушится. Датчики частоты вращения коленчатого вала реагируют на прохождение отверстий, выполненных в маховике. При вращении маховика датчики посылают в блок управления импульсные сигналы: каждый сигнал соответствует прохождению мимо датчика одного отверстия. Это позволяет блоку управления рассчитать, на каком такте рабочего цикла находится тот или иной цилиндр двигателя. Блок управления определяет угловую скорость коленвала и сравнивает ее изменения после рабочего такта в каждом цилиндре. Блок управления стремится обеспечивать одинаковые угловые ускорения коленвала после рабочих тактов во всех цилиндрах двигателя. Для этого блок управления корректирует цикловую подачу топлива индивидуально для каждого цилиндра. Один интервал между соседними отверстиями в маховике выполнен больше, чем шаг между остальными отверстиями. По прохождению мимо датчиков этого увеличенного интервала блок управления узнает, что маховик находится в определенном положении по отношению к верхней мертвой точке в определенном цилиндре. При обнаружении блоком управления каких- либо отказов устанавливаются соответствующие коды неисправностей.

Датчик давления наддува и температуры воздуха во впускном трубопроводе T47:

 Датчик давления наддува и датчик температуры воздуха во впускном трубопроводе выполнены в едином блоке. 

Датчик давления наддува измеряет абсолютное давление воздуха, то есть сумму атмосферного давления и избыточного давления, которое обеспечивается турбокомпрессором. Блок управления EDC использует сигнал датчика, для того,чтобы ограничивать подачу топлива в случае падения давления наддува ниже определенного предела. Чем ниже абсолютное давление во впускном трубопроводе, тем сильнее блок управления ограничивает цикловую подачу топлива. Это предотвращает выброс сажи с отработавшими газами. Блок управления получает от датчика сигнал по напряжению. Напряжение сигнала прямо пропорционально давлению воздуха во впускном трубопроводе. Высокое давление соответствует высокому напряжению сигнала, и наоборот. В зависимости от положения педали акселератора, оборотов двигателя, ускорения коленчатого вала и температуры воздуха во впускном трубопроводе блок управления прогнозирует определенное значение давления наддува. Программа Scania Diagnos позволяет определить расхождение между фактическим давлением наддува и ожидаемым значением.При каком-либо нарушении сигнала датчика устанавливается соответствующий код неисправности. При этом блок управления будет использовать предварительно запрограммированное значение давления наддува. В целях безопасности крутящий момент двигателя ограничивается. В качестве чувствительного элемента датчика температуры используется терморезистор.При увеличении температуры сопротивление датчика падает. Если напряжение сигнала выходит за допустимые пределы, блок управления использует предварительно запрограммированную величину температуры воздуха, одновременно устанавливается соответствующий код неисправности. При этом двигатель медленнее, чем обычно, реагирует на нажатие педали акселератора при низкой температуре окружающего воздуха, поскольку блок управления EDC считает температуру воздуха выше, чем она есть в действительности.

Датчик предназначен для измерения температуры воздуха во впускном трубопроводе двигателя. Блок управления EDC использует сигнал датчика температуры воздуха для тонкой регулировки цикловой подачи топлива, с тем чтобы исключить дымление. Чем выше температура воздуха во впускном трубопроводе, тем сильнее блок управления уменьшает цикловую подачу топлива.

       

Датчик температуры охлаждающей жидкости T33:

Сигнал датчика температуры охлаждающей жидкости используется блоком управления EDC для определения цикловой подачи топлива и опережения впрыскивания при запуске двигателя,а также при работе непрогретого двигателя. Кроме того,этот сигнал используется блоком управления EDC для регулирования частоты холостого хода и ограничения максимальной частоты вращения коленвала до прогрева двигателя,а также для ограничения мощности при слишком высокой температуре охлаждающей жидкости. Если при запуске двигателя блок управления EDC получает сигнал о низкой температуре охлаждающей жидкости (запуск холодного двигателя), то происходит следующее. Если двигатель не запустился в течение 2 секунд, цикловая подача топлива последовательно увеличивается до тех пор, пока двигатель не запустится. Непосредственно после запуска холодного двигателя обороты коленчатого вала ограничены на уровне 1000 об/мин, для того,чтобы защитить двигатель от повреждения. Обороты холостого хода увеличиваются до 600 об/мин. Продолжительность действия ограничения оборотов двигателя зависит от температуры охлаждающей жидкости:

Ниже +10°C 30 секунд

Выше +20°C 3 секунды

 Частота холостого хода возвращается к нормальному значению, когда температура охлаждающей жидкости достигает 20 - 60°C (указанный диапазон температуры зависит от модели двигателя).

На некоторых двигателях развиваемая мощность ограничивается, если температура охлаждающей жидкости превышает 104°C. Ограничение развиваемой мощности предохраняет двигатель от перегрева. Одновременно с ограничением мощности устанавливается соответствующий код неисправности. Блок управления получает от датчика сигнал по напряжению. Если напряжение сигнала выходит за допустимые границы, блок управления использует предварительно запрограммированную величину температуры охлаждающей жидкости. При этом характеристики холодного запуска двигателя ухудшаются, а дымление после запуска увеличивается.

     

 Датчик давления масла T5:

Датчик предназначен для измерения давления в системе смазки двигателя. Блок управления EDC получает от датчика сигнал по напряжению. Если напряжение сигнала выходит за допустимые границы, то показывающий прибор, расположенный на панели управления, будет показывать 0 бар, независимо от оборотов двигателя. Одновременно будет установлен соответствующий код неисправности. В зависимости от оборотов двигателя блок управления EDC прогнозирует определенное значение давления масла. Below 1000 rpm, the oil pressure should be at a certain level. Если T5 частота вращения коленвала не превышает 1000 об/мин, то давление масла должно соответствовать определенной величине. При частоте вращения коленвала выше 1000 об/мин давление масла должно возрасти, для того чтобы обеспечить эффективное охлаждение поршней маслом и т.д. Если давление масла ниже требуемого уровня, то загорается сигнализатор падения давления масла. Сигнализатор падения давления масла включается при различном давлении масла, которое зависит от оборотов двигателя.

       

Блок управления двигателем EDC S6:

Блок EDC обрабатывает получаемую информацию и формирует сигналы управления электромагнитными клапанами насос-форсунок, которые определяют цикловую подачу и момент впрыскивания топлива. Напряжение бортовой системы электрооборудования составляет 24 В. Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме с общим соединением на "массу". Для электрического питания датчиков и других элементов системы блок управления двигателем преобразует напряжение бортовой сети автомобиля в более низкое напряжение, составляющее около 5 В. Эти датчики всегда соединяются с "массой" через блок управления. Конфигурация блока управления (т.е. установка значений параметров) может быть выполнена с помощью программы Scania Programmer. Например, можно установить ограничение максимальной скорости. Каждый раз при выполнении конфигурации блока управления в его запоминающее устройство заносится дата и идентификационный номер блока VCI. Это является мерой, аналогичной пломбировке приборов.

     

Датчик температуры охлаждающей жидкости (Т33), датчик давления наддува и датчик температуры воздуха во впускном трубопроводе (Т47) образуют одну группу датчиков. Это означает, что оба датчика имеют общую цепь электрического питания от блока управления. Если, например, один датчик выйдет из строя из-за короткого замыкания, то это может также повлиять на функционирование другого датчика.

 Группа датчиков включает в себя:

• Датчик температуры охлаждающей жидкости (Т33)

• Датчик давления наддува (T47)

• Датчик температуры воздуха во впускном трубопроводе (T47)

          Электрические разъемы блока управления EDC.

Блок управления EDC соединяется с элементами системы EDC и другими системами автомобиля с помощью двух электрических разъемов.

         Элементы системы управления EDC, расположенные на рабочем месте водителя.

Все приборы и устройства, расположенные в рабочей зоне водителя, подключены к блоку- координатору. При этом блок управления EDC будет получать информацию о состоянии периферийных элементов системы только по шине CAN. Периферийные элементы описаны в подразделе, посвященном функционированию блока- координатора. Ниже приведено краткое описание того, как блок управления EDC использует информацию, получаемую от блока-координатора.

        Датчик положения педали акселератора.

Блок управления EDC получает данные о положении педали акселератора, которые передаются блоком-координатором по шине CAN. Блок управления EDC использует эту информацию для регулирования цикловой подачи топлива и опережения впрыскивания топлива. Регулирование осуществляется с помощью исполнительных устройств - электромагнитных клапанов насос-форсунок.

         Блок выключателей круиз- контроля S51.

Блок управления EDC получает по шине CAN от блока-координатора информацию о параметрах функционирования системы круиз-контроля. Блок управления EDC обрабатывает эту информацию применительно к скорости автомобиля или частоте вращения коленчатого вала двигателя и затем осуществляет регулирование, соответственно, скорости автомобиля или частоты вращения коленчатого вала.

         Конечные выключатели тормозной педали.

Блок управления EDC получает по шине CAN от блока-координатора информацию о состоянии конечных выключателей тормозной педали. Блок управления использует эту информацию для выполнения некоторых функций, связанных, например, с системой круиз-контроля.

         Конечный выключатель педали сцепления.

Блок управления EDC получает по шине CAN от блока-координатора информацию о состоянии конечных выключателей педали сцепления. Блок управления использует эту информацию для выполнения некоторых функций, связанных, например, с системой круиз-контроля.

         Тахограф 04. 

Блок управления EDC получает по шине CAN от блока-координатора информацию о скорости автомобиля. Сигнал скорости автомобиля необходим для выполнения некоторых функций, связанных, например, с системой круиз-контроля или с ограничением максимальной скорости. Если блок управления EDC не располагает никакой информацией о скорости автомобиля, то он использует предварительно запрограммированную величину 15 км/ч.

         Сигнализатор неисправности EDC W27.

Блок управления EDC передает в блок- координатор информацию о том, должен гореть или нет сигнализатор неисправности EDC. Сигнализатор неисправности EDC загорается на несколько секунд при включении ключом стартера питания бортовой сети. Это предусмотрено для проверки исправности сигнализатора. После глушения двигателя сигнализатор горит, пока блок управления EDC не выполнит функциональный тест системы EDC. После завершения теста сигнализатор гаснет. При работе двигателя сигнализатор неисправности EDC должен быть выключен. Сигнализатор загорается при обнаружении неисправности в системе EDC. Если сигнализатор постоянно мигает и двигатель не запускается, то это свидетельствует о наличии серьезной неисправности блока управления EDC. При этом будет невозможно установить связь с блоком управления. В этом случае необходимо заменить блок управления.

Система круиз-контроля (поддержания заданной скорости автомобиля).

         Система круиз-контроля.

Примечание: Установите выключатель в положение OFF, если круиз-контроль не используется. Если выключатель оставить в положении ON, то можно по ошибке активизировать функции круиз контроля.

Ниже приведено описание функций системы круиз-контроля.

 ON Включение

OFF Выключение

ACC Увеличение скорости автомобиля

RET Уменьшение скорости автомобиля

RES Возвращение к предварительно заданной скорости автомобиля

        Включение круиз-контроля.

Для того чтобы система круиз-контроля могла функционировать, скорость автомобиля должна составлять не менее 20 - 35 км/ч (минимальная предельная скорость зависит от модели двигателя).

1 Установите выключатель в положение ON.

2 Поддерживайте желаемую скорость движения автомобиля. Нажмите на выключатель ACC или RET, для того чтобы активизировать функцию круиз- контроля, и затем отпустите педаль акселератора.

        Установка скорости движения автомобиля.

Измените заданную скорость автомобиля с помощью выключателя ACC или RET. Отпустите выключатель ACC/RET, как только будет достигнута желаемая скорость автомобиля.

Короткое нажатие на выключатель приводит к изменению скорости движения на 1 км/ч.

        Отключение круиз-контроля.

Круиз-контроль отключается при любом из следующих условий:

• Включение гидрозамедлителя или моторного замедлителя

• Нажатие на выключатель круиз- контроля. Нажмите выключатель в положение OFF (нефиксируемое положение).

• Нажатие на тормозную педаль

• Нажатие на педаль сцепления

• Нажатие на педаль акселератора - если скорость автомобиля будет превышать установленное значение стабилизируемой скорости дольше

30 секунд.

          Возврат к предварительно заданной скорости.

Например, после торможения можно легко вернуться к предварительно заданной скорости движения автомобиля, если нажать на выключатель RES.

Значение предварительно заданной скорости сохраняется в памяти блока управления до выключения двигателя или до задания нового значения стабилизируемой скорости.

Установка вручную частоты вращения коленчатого вала двигателя.

 Установка оборотов двигателя вручную используется, например, при работе грузоподъемного крана. Для этого используются органы управления системой круиз-контроля. Регулирование вручную оборотов двигателя возможно на неподвижном автомобиле и во время движения автомобиля с небольшой скоростью (до 10 км/ч). Если автомобиль должен двигаться, то необходимо включить передачу и отпустить педаль сцепления, прежде чем будет возможно устанавливать вручную обороты двигателя.

          Включение:

1 Установите выключатель круиз- контроля в положение ON.

2 Нажмите на кнопку RES, двигатель будет поддерживать частоту вращения коленчатого вала, которая была задана предварительно.

3 Нажмите на кнопку ACC или RET, для того чтобы установить новое значение оборотов двигателя.

4 Затем нажмите и удерживайте кнопку RES не менее трех секунд, чтобы зафиксировать в памяти новое значение оборотов двигателя.

Установленное значение оборотов остается в памяти блока управления до следующего изменения, даже если двигатель выключается.

          Перевод двигателя на обороты холостого хода.

• Нажмите на кнопку OFF или

• нажмите на тормозную педаль или педаль сцепления

или

• включите моторный замедлитель или гидравлический замедлитель.

Установка оборотов холостого хода

Обороты холостого хода могут быть установлены в пределах от 500 до 700 об/мин. Установка производится с помощью органов управления круиз-контролем. В общем случае, обороты холостого хода должны быть установлены на минимальном уровне, когда двигатель еще может работать устойчиво. При установке оборотов холостого хода необходимо удерживать тормозную педаль нажатой. Двигатель должен быть прогрет (температура охлаждающей жидкости должна быть не менее +40°C).

1 Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры.

2 Установите выключатель круиз- контроля в положение ON.

3 Нажмите на тормозную педаль и удерживайте ее до завершения установки оборотов холостого хода.

4 Нажмите и удерживайте кнопку RES не менее трех секунд. При этом будет установлено стандартное значение оборотов холостого хода 500 об/мин.

5 С помощью выключателей ACC и RET установите требуемые обороты холостого хода. Каждое нажатие изменяет частоту холостого хода на

10 об/мин.

6 Нажмите и удерживайте кнопку RES не менее трех секунд. Теперь обороты холостого хода установлены.

7 Отпустите тормозную педаль.

Установленное значение оборотов холостого хода остается в памяти блока управления до следующего изменения, даже если двигатель выключается.

Сигнализатор неисправности и вывод кодов неисправностей. 

Общие сведения:

 При возникновении неисправности в системе EDC блок управления EDC выполняет одну или несколько из перечисленных ниже операций (в зависимости от вида обнаруженной неисправности).

• Включение сигнализатора неисправности EDC. После исчезновения неисправности сигнализатор часто выключается самостоятельно. Однако, при некоторых неисправностях, для того чтобы погасить сигнализатор, может потребоваться выключить и снова включить ключом стартера питание бортовой сети автомобиля или заглушить и снова запустить двигатель.

• Выключение таких функций, как круиз- контроль и регулировка оборотов двигателя вручную.

• Ограничение крутящего момента двигателя.

• При работе на холостом ходу обороты двигателя немного превышают нормальное значение оборотов холостого хода.

• Глушение двигателя.

• Принудительный перевод двигателя на холостой ход.

Блок управления выполняет перечисленные выше операции, для того чтобы предотвратить негативные последствия возникновения отказа (дорогостоящий ремонт, а в худшем случае - поломка двигателя вследствие работы вразнос). Если двигатель не заглушен системой EDC, то часто автомобиль способен двигаться на сервисную станцию своим ходом. Однако, необходимо помнить о том, что в этом случае система обладает меньшим запасом безопасности, чем обычно, особенно, если мощность двигателя ограничена.

               Тест при глушении двигателя.

Каждый раз при глушении двигателя блок управления EDC осуществляет специальный тест системы EDC. В процессе выполнения этой проверки сигнализатор неисправности EDC продолжает гореть. После завершения теста происходит следующее: блок управления EDC выключается, и сигнализатор гаснет. Блок управления постоянно подключен к аккумуляторной батарее. Если в процессе проверки, выполняемой при глушении двигателя, блок управления EDC обнаружил неисправность, то при следующем запуске двигателя загорится сигнализатор неисправности. Сигнализатор включится, даже если эта неисправность больше не проявляется. Для того чтобы сигнализатор погас, блок управления должен выполнить проверку при глушении двигателя, в процессе которой неисправности будут полностью отсутствовать.

              Аварийный режим работы.

Если потенциометр датчика положения педали акселератора неисправен, то блок- координатор установит соответствующий код неисправности. Код неисправности будет также установлен и блоком управления EDC,как следствие появления кода неисправности в блоке-координаторе. При этом автомобиль может двигаться в аварийном режиме до ближайшей сервисной станции. Аварийный режим включается при однократном отпускании педали акселератора. Это позволяет блоку управления проверить исправность конечного выключателя педали акселератора.При следующем нажатии на педаль акселератора конечный выключатель педали замыкается. Замкнутый конечный выключатель обеспечивает такую же подачу топлива в двигатель, как при перемещении педали акселератора на половину полного хода. При отпускании педали акселератора двигатель переходит на холостой ход. Если конечный выключатель педали акселератора неисправен, то двигатель будет работать при частоте 750 об/мин.

Взаимодействие системы EDC с другими системами управления.

               ABS/TC и EBS.

Системы ABS/TC и EDC при функционировании взаимодействуют между собой. Блок управления ABS/TC постоянно контролирует пробуксовку колес автомобиля. При буксовании ведущих колес происходит автоматическое уменьшение подачи топлива в двигатель, независимо от положения педали акселератора. Это ограничение продолжается до прекращения буксования ведущих колес. Блок управления EDC получает данные о положении педали акселератора, которые передаются блоком-координатором по шине CAN. Блок управления EDC посылает сигнал о положении педали акселератора в блок управления ABS/TC. Блоки управления EBS и ABS/TC взаимодействуют с блоком управления EDC аналогичным образом.

              Opticruise - cистема автоматического переключения механической коробки передач. Системы Opticruise и EDC при функционировании взаимодействуют между собой. Блок управления Opticruise постоянно получает от блока управления EDC такие данные, как обороты двигателя и положение педали акселератора. Блок управления EDC получает данные о положении педали акселератора, которые передаются блоком- координатором по шине CAN. Во время переключения передач блок управления Opticruise регулирует обороты двигателя, пользуясь приоритетом над блоком управления EDC.

             Моторный замедлитель.

Блок управления моторным замедлителем при функционировании оказывает влияние на блок управления EDC, но не наоборот. При включении моторного замедлителя в блок управления EDC посылается соответствующий сигнал, при этом блок EDC выключает систему круиз-контроля. Если моторный замедлитель включен от тормозной педали, подача топлива в двигатель прекращается.

            Гидравлический замедлитель.

Блоки управления гидравлическим замедлителем и EDC при функционировании взаимодействуют между собой. При включении гидравлического замедлителя в блок управления EDC посылается соответствующий сигнал, при этом блок EDC выключает систему круиз- контроля. При нажатии на педаль акселератора во время работы гидравлического замедлителя последний мгновенно выключается и автомобиль будет нормально реагировать на управление подачей топлива.

 

 

 


SCANIA 2741432 маслоотделитель

SCANIA 2409176 бортовой редуктор

SCANIA ушла. Кто теперь здесь дилер СКАНИЯ?

Насос SCANIA HPI

Scania 3063752 тнвд XPI 2854639

SCANIA 3022856 гидроцилиндр рулевой

Scania 2608566 головка метан

Блок управления двигателем SCANIA S6

Манометр для диагностики